1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
  • 01.jpg
  • 02.jpg
  • 03.jpg
  • 04.jpg
  • 05.jpg
  • 06.jpg
  • 07.jpg
  • 08.jpg
  • 09.jpg
  • 10.jpg
  • 11.jpg
  • 12.jpg
  • 13.jpg
  • 14.jpg
  • 15.jpg
  • 16.jpg
  • 17.jpg
  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 23.jpg
  • 24jpg.jpg
  • 25.jpg
  • 26.jpg
  • 27.jpg

Архив прогрессивного рока

Прогрессивный рок

        Прогрессивный рок (англ. progressive rock) - возник  в конце 60-х и достиг апогея в середине 70-х годов прошлого  века и с тех пор продолжает существование как самостоятельная, хоть и видоизменившаяся, музыкальная форма. Основное своё распространение он получил в Англии и долгое время оставался в основном европейским движением. В отличие от сугубо американских направлений, основанных на  ритм-энд-блюзе и кантри, прогрессивный рок строится на базе европейской классической музыки. Нельзя отрицать и влияние на творчество прото-проговых групп джазового и психоделического наследия середины 60-х годов.  Это построение неминуемо влекло за собой применения таких, не характерных для рок-музыки того времени, инструментов,  как  флейта, скрипка, виолончель, саксофон и конечно широкого  спектра клавишных, от Хаммонда до меллотрона, а так же использование в аранжировках  своих композиций симфонического оркестра. Со временем они станут неотъемлемой частью звукового подчерка команд прогрессивного рока. Все это, умноженное на подчас фантастическое владение инструментами, создавало весьма реальные перспективы дальнейшего творческого развития этого направления.

        Безусловной и определяющей  характеристикой прогрессивного рока является заметное усложнение музыкальных форм по сравнению с привычным коммерческим звучанием групп  60-х - 70-х годов. Происходит постепенный отход от классического построения композиций куплет-припев, структура усложняется добавлением импровизаций, интерлюдий, звуковых эффектов. Такие группы, как Emerson, Lake & Palmer, Jethro Tull, Beggars Opera не стеснялись включать в свои альбомы интерпретации классических произведений И. С Баха, Беллы Барток, Модеста Мусоргского, Франца фон Зуппе.  

        Другой выразительной чертой большинства композиций прогрессивного рока является возможность  их интеллектуального анализа и получения при этом эстетического удовлетворения. Чего стоят концептуальные альбомы, в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. Как отголоски психоделического  рока, применялись различные шумовые и синтезированные звуки (Pink Floyd и другие). Как следствие - поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки к философско-мировоззренческим «вечным темам» мироздания и физической сущности (Van der Graaf Generator), фантастической и фэнтезийной тематике (Genesis, Yes и другие).

        Нельзя не отметить и эстетическое соединение музыки прогрессивного рока с  других видами искусств, прослеживаемое в  оформлением обложек альбомов, которое было столь же своеобразно, как и музыкальный материал. Безошибочно узнаваемо творчество таких художников, как Роджер Дин,  оформлявшего альбомы  Yes и многих других групп когорты  Vertigo Records. Рисунки Руди Гигера к «Brain Salad Surgery» группы Emerson, Lake & Palmer и вовсе стали иконой музыкальной полиграфии.

        Разумеется не существует  чётких и ясных рамок прогрессивного рока. Хотя деление на подкатегории - арт-рок, джаз-рок, симфо-рок и прочие, тоже имеет право на существование.  Мы привыкли ориентироваться на таких монстров жанра, как  Van der Graaf Generator, King Crimson, Genesis, Yes, но существовали сотни прогрессивных групп, которые, звезд с неба не хватали, но оставили довольно заметный след   в истории рок-музыки. Многих из них будут упомянуты в  материалах этого сайта.

        Отчасти отсутствие коммерческого успеха  и являлось причиной столь мимолетного существования большинства прогрессивных групп. Ведь стилистически сложные для восприятия композиции, как правило,  неохотно транслировались радиостанциями. Звукозаписывающие компании (зачастую небольшие независимые лейблы) издавали альбомы мизерными тиражами, из за боязни не распродать его. Многие такие пластинки сейчас являются неоспоримым раритетом и высоко котируются у коллекционеров.

        Помимо Великобритании, прогрессивный рок получил развитие в континентальной Европе, в первую очередь в Германии, Италии и Франции. В Германии прогрессивное рок-движение получило название Krautrock,  к нему можно отнести такие группы как Amon Duul II, Birth Control , Blackbirds , Can, Dzyan, Electric Sandwich, Embryo , Frame, Gift, Gomorrha, Grobschnitt, Guru Guru, Hannibal, Hanuman, Haze, Karthago, Kin Ping Meh, Kraan, Lucifer's Friend, Murphy Blend, My Solid Ground, Mythos,  Night Sun, Neu!, Nosferatu, Orange Peel, Out Of Focus, Pell Mell, Semiramis, Satin Whale, Sperrmull,  Tomorrow's Gift, Tangerine Dream, Twenty Sixty Six and Then, Vinegar, Wallenstein, Walpurgis, Wind  и другие. Италию можно представить творчеством Alphataurus, Alusa Fallax, Banco Del Mutuo Soccorso, Capsicum Red, Edgar Allan Poe, Formula 3, Il Balletto Di Bronzo, Maxophone, Museo Rosenbach, New Trolls, Nuova Idea, Osanna, Premiata Forneria Marconi, Le Orme и другими. Францию -  Ange, Atoll, Magma и многими другими.

        С возросшей популярностью панк-рока и глэм-рока во второй половине 70-х и начале 80-х, прогрессивное направление его развития ушло в тень, уступив место более коммерчески успешным проектам. Бум прогрессивных групп сошел на нет. Значительные изменения пришли в музыкальную индустрию, расширились возможности звукозаписывающих студий, в моду вошли синтезаторы. Появилось много новых коллективов, чье творчество определенно можно вписать в рамки прогрессивного рока, таких как Asia, IQ, Dream Theater, Marillion, Kansas, Saga  и многих других. Зародилось новое ответвление прогрессивного рока - нео-прогрессив. Да и раскрученные бренды, по-прежнему, записывали и выпускали прогрессивные альбомы, хотя их музыка и значительно упростилась (Genesis, Yes), либо стала перенасыщена электронным звучанием (King Crimson, Peter Hammill).

        Дальнейшее развитие прогрессивный рок получил уже в конце 90-х и начале нового века, во время третьей волны, возглавляемой  такими группами, как  Anekdoten, The Flower Kings, Porcupine Tree, Spock’s Beard, Transatlantic и другими. Отчасти к ним можно добавить творчество Muse. Но это уже другая эпоха, другая музыка.

Музыка Лучшие альбомы

Видео Музыкальные клипы

Сейчас на сайте

Сейчас 345 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте